Белоруссия прекратила поставки бензина в Россию ...
Крупный поставщик бензина на российский рынок — Белоруссия —
прекратил поставки российским трейдерам. Об этом «Известиям»
рассказали источники в российском нефтехимическом комплексе и
подтвердила белорусская сторона, торговая компания Beloil.
Последние поставки были в январские праздники, и то совсем
небольшие — всего 239 т, это лишь 0,2% от объемов за январь
2015 года (101,6 тыс. т), хотя обычно доля белорусского
бензина на российском рынке составляет 3–5%. Снизившийся
импорт может побудить Минэнерго сократить квоты на поставки
нефти в Белоруссию, а весной есть вероятность небольшого
дефицита бензина.
— Поставки начали падать еще в декабре и в итоге совсем
прекратились после январских праздников, — рассказал
«Известиям» директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика
товарных рынков» Михаил Турукалов. — Белорусские компании
поставляют, если у них нет у продаж в более выгодных
направлениях. В конце декабря, как они говорили, у них таких
было много, а из-за довольно высоких цен наши трейдеры товар
у них не покупают, и поставок поэтому нет.
По данным «Аналитики товарных рынков», стоимость белорусского
бензина марки Аи-92 («Регуляр 92») за декабрь 2015 года,
вопреки общероссийской тенденции на снижение, выросла с 35,9
тыс. рублей за 1 т до 36,6 тыс. рублей за 1 т. Стоимость
российского биржевого бензина (около трети бензина в России
продается через Санкт-Петербургскую международную
товарно-сырьевую биржу, СПбМТСБ) за тот же месяц снизилась —
32,9 тыс. рублей за 1 т до 31,7 тыс. рублей за 1 т.
Стоимость белорусской нефти напрямую привязана к стоимости
рубля: чем ниже опускается курс рубля по отношению к доллару
США, тем больше белорусы просят за тонну товара, поясняет
Турукалов. В Западной Европе в 2015 году разница в цене тонны
бензина с российскими ценниками доходила до $100. В
частности, выросли белорусские поставки в Великобританию
(3,59 млн т за январь–апрель 2015 года, разница в 2,5 раза),
остальная часть по контрактам ушла в Нидерланды и Украину.
— К тому же высокая волатильность рубля повышает риски
недополучения прибыли. Если сам бензин становится доступен
для покупателя сразу после заключения купли-продажи на бирже,
то плата за него приходит с опозданием, что, естественно,
создает для продавца риски получения валютных доходов по
сделке ниже ожидаемых, — отмечает аналитик.
Поставки бензина из Белоруссии в Россию, как правило, идут с
Мозырского НПЗ белорусского концерна «Белнефтехим» (управляет
всеми НПЗ, нефтехимическими и добывающими компаниями в
республике). Представитель концерна переадресовал запрос
«Известий» в другую госкомпанию Beloil (Белорусская нефтяная
компания), пояснив, что та занимается реализацией бензина с
НПЗ. Представитель Beloil не ответил на запрос, но источник
на Мозырском НПЗ подтвердил «Известиям» факт остановки продаж
в Россию, добавив, что «дело в рентабельности».
Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение
по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 года в 2014 году,
по нему ежегодно Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн
т нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям
Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что
Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не
менее 1,8 млн т бензина в год. В прошлом году в Россию должно
было уйти 1,8 млн т, но в марте начались перебои с
поставками, в итоге за год, по данным «Аналитики товарных
рынков», поступило всего 808 тыс. т бензина, то есть на 1 млн
т меньше заявленных оговоренных объемов.
В январе–мае 2015 года белорусская сторона не раз
останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле белорусский
вице-премьер Владимир Семашко объяснял это слишком низкой
стоимостью нефтепродуктов на российском рынке. В ответ в мае
глава российского Минэнерго Александр Новак предупредил
белорусских коллег о вероятном уменьшении встречных поставок
нефти, что предусмотрено действующим двусторонним договором
при падении поставок бензина на 10%. После этого заявления
поставки возобновились, но в минимальных количествах — за
май-июнь было отгружено 113 тыс. т, чего явно мало для
покрытия годовых обязательств.
Поставки целесообразно было бы ограничить с III квартала,
предполагал Новак. Но правительство в итоге на это не
решилось — несмотря на то что цены на бензин на оптовом рынке
в конце мая 2015 года достигали годовых максимумов (Аи-95 на
СПбМТСБ за две недели набрал 8,5%, до 37,2 тыс. рублей за 1
т, цена на Аи-92 выросла на 9,6%, до 36,2 тыс. рублей за 1
т).
На 2016 год Белоруссия просила повысить поставки нефти с 23
млн до 24 млн т и параллельно снизить ее обязательства перед
Россией по поставке бензина почти в два раза — с 1,8 млн т до
1 млн т. «Это нормально, 2 млн была завышенная цифра», —
признавал Новак.
По данным Thomson Reuters Kortes, средние спотовые цены на
Аи-92 в январе 2016 года составляют 32 тыс. рублей за тонну.
Для сравнения, нетбэк (экспортная цена топлива за вычетом
пошлины и транспортных расходов) на белорусский 92-й при этом
— 31,9 тыс. рублей за тонну. При такой разнице цен выгода при
поставке белорусской продукции на российский рынок
минимальна.
— Спрос на бензин сейчас не растет такими же темпами, как в
прошлые годы, и рост производства полностью обеспечивает
внутреннее потребление. Если в результате роста спроса
вырастут внутренние цены, то белорусские поставщики могут
начать продажи на российском рынке, тем самым «сглаживая»
резкие скачки цен на бирже, как это было в прошлом году, —
сообщили в Thomson Reuters Kortes. По мнению аналитиков
компании, при сохранении низких цен ввоз белорусского бензина
может также оказаться меньше 1 млн т.
На рынок могут повлиять и инициативы Федеральной
антимонопольной службы (ФАС) по борьбе с резким ростом цен на
топливо на бирже в периоды пикового потребления. В июле 2015
года ФАС обсуждала возможность увеличения минимальных объемов
продаж бензина через биржу — с 10% до 20% от объема выпуска
НПЗ каждой из компаний, это предложение пока обсуждается.
Если поправка в законодательство пройдет, это может
отрицательно отразиться на привлекательности российского
рынка по сравнению с европейским для белорусских поставщиков,
считают в Thomson Reuters Kortes.
Российские НПЗ ежегодно наращивают переработку нефти. В 2015
году, по данным Минэнерго, производство бензина достигло 38,9
млн т, что на 1,6% выше показателя 2014 года. По мнению
экспертов Thomson Reuters Kortes, при условии безаварийности
НПЗ Россия в силах сама обеспечить спрос на своем рынке,
более того, на рынке в существует профицит бензина. Рынок
сейчас не чувствует нехватки бензина, подтверждает Михаил
Турукалов, к тому же в зимний период НПЗ, как правило,
работают на предельных мощностях, перед тем как весной уйти
на ремонты — и вот тогда возможны проблемы.
— Во время весенних ремонтов НПЗ, возможно, необходимость в
белорусском бензине и возникнет, но к этому времени могут
вырасти и оптовые цены, — считает аналитик.